Прокофьев. Алексаедр Невский (общая х-ка)



Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (1838 – 1839)

1. Кантата имеет 7 частей, написана для хора, меццо-сопрано и оркестра на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна. Текст поэта В. Луговского и самого Прокофьева.

2. Тема – героико-историческая. При этом композитор сумел передать верное чувство эпохи (XIII век) – и одновременно – острое ощущение современности: крестоносцы ассоциируются с фашистами. Однако эпоха показана не буквально, а так, как мы ее себе представляем.

3. Главный конфликт – столкновение русских и крестоносцев. Характеристика русских многопланова и многотемна. В ней преобладает вокальное начало, песенность, диатоника, в оркестре – струнные. Характеристика крестоносцев тоже многотемна (таков метод Прокофьева), но однопланова. Они показаны как тупая, жестокая, неумолимая сила. В этой сфере используются хроматика, диссонансы, остинатные механические ритмы, неразвитая, угловатая, примитивная мелодия, в оркестре – ревущая медь с ударными. Основные темы крестоносцев: хорал «в баховском стиле», обостренный темброво и гармонически; нисходящая хроматическая тема; военный сигнал.

4. В кантате 7 частей, 5-я («Ледовое побоище») – центральная, по краям – эпические хоровые части. 1-я часть («Русь под игом монгольским») – вступление; 2-я часть («Песнь об Александре Невском») и 3-я («Крестоносцы во Пскове») – экспозиция обоих лагерей; 4-я – «Вставайте, люди русские» — призыв к действию; 5-я –«Ледовое побоище» — прямое столкновение противоположных сил, грандиозная разработка цикла; 6-я – «Мертвое поле» — скорбное послесловие, оплакивание погибших; 7-я – «Въезд Александра во Псков» — торжественное, праздничное завершение кантаты с функцией ее репризы.

5. Произведение своеобразно в жанровом отношении: кантата соединяется с признаками программного симфонизма – скорее всего, под влиянием кино.

 

 

 

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *